Методические рекомендации по организации профилактической работы по противодействию экстремизму и предотвращению вовлечения обучающихся в деятельность экстремистских организаций
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм. Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:
1. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
3. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
6. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
7. Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
Используя вышеуказанную нормативную базу, можно выявить основные характеристики экстремизма. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,
Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
• совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».
Экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных социальных групп.
Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.
Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»).
Добровольчество (волонтерство) – добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе.
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
1) Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
2) Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.
Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее.
При этом, необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).
Существующие неформальные подростково - молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминальноориентированные.
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
Меры профилактики экстремизма
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
1) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
2) законность;
3) гласность;
4) приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
5) приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
7)неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.
Основываясь на опыте существующих программ профилактики экстремизма, рекомендуем включать в планы по профилактике экстремизма следующие основные направления работы:
1.Проведение мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на формирование толерантности. Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются
- организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
- внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
- разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
- организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
- организация недели правовых знаний;
- создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников;
-создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11 классов.
Конкретные мероприятия разнообразны и включают в себя: чтение лекций, просмотр видеофильмов соответствующей тематики, проведение круглых столов, тематических семинаров, тренингов, как с обучающимися, так и с педагогами учреждений.
2.Педагогическим коллективом ОУ может быть разработана специальная программа «Профилактика экстремизма и терроризма». В основу программы будут положены следующие принципы:
- воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности
- формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- через воспитательные мероприятия повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности, снижение социальной напряженности в обществе;
- развитие идей толерантности, противодействия экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление.
3.Организация волонтерских (добровольческих) объединений.
Следует учитывать, что молодежные неформальные объединения нельзя отождествлять с экстремистскими объединениями. Можно выделить следующие основные направления организации работы с неформальными молодежными объединениями:
- проведение опроса по изучению вовлеченности обучающихся в неформальные молодежные объединения.
- организация мероприятий в ОУ с привлечением представителей молодежных субкультурных объединений («круглые столы», диспуты и др.) Обмен мнениями и информацией о различных молодежных субкультурах позволит привлечь внимание старшеклассников к имеющимся негативным воздействиям молодежных субкультур на психику молодого поколения, и сделать это не с помощью «надоевших нравоучений», а с помощью тех, кто сам непосредственно имел или имеет отношение к этому.
4. Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и подростков.
На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания, профилактику экстремизма и ксенофобии. Среди них:
- организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи, в государственные архивы Свердловской области. Оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская работа).
- организация празднования (годовщин) Дня Победы. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», «Пост № 1», благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и обучающихся, организация праздничных концертов для ветеранов;
- организация подготовки молодежи к военной службе: работа оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой стрельбе и так далее.
В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.
5. Проведение мероприятий по поддержке национальных культур: смотры-конкурсы, фестивали, что предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе.
Памятка руководителю образовательного учреждения по мерам антитеррористической и противокриминальной защиты обучающихся (воспитанников) и сотрудников
В целях реализации неотложных мер по усилению бдительности, обеспечению безопасности жизни и здоровья, обучающихся и сотрудников образовательных учреждений руководитель образовательного учреждения обязан:
1. Изучить руководящие документы по предупреждению диверсионно-террористических актов (Федеральный закон от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ (ред. 30.12.2008) "О противодействии терроризму"; постановление Правительства РФ от 18.05.2006 № 300 «О мерах по противодействию терроризму»; письмо Министерства образования РФ от 21.09.1999 № 38-55-45/38-02 от 28.10.1999 № 01-50-1499/38/6, от 01.02.2000 № 38-51-02/38-06; распоряжения правительства Белгородской области, комиссии по антитеррористической деятельности, настоящую памятку).
2. Взять под личный контроль организацию антитеррористической и противокриминальной защиты образовательного учреждения, развернуть разъяснительную работу среди обучающихся, их родителей, учителей (воспитателей), направленную на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
3. Совместно с представителями исполнительной и законодательной власти с привлечением средств массовой информации, советами и попечительскими советами, родителями провести комплекс предупредительно-профилактических мероприятий по повышению бдительности, направленной на обеспечение безопасности обучающихся (воспитанников) и учителей (воспитателей).
4. Постоянно поддерживать оперативное взаимодействие с местными органами ФСБ РФ, МВД РФ, прокуратуры, военными комиссариатами и военным командованием.
5. Оборудованные в учреждениях образования вахты (контрольно-пропускные посты), обеспечить телефонами и другими средствами защиты и связи. Обеспечить вахтеров (сторожей) инструкциями по действиям на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
6. Ужесточить режим допуска граждан и автотранспорта на контролируемую территорию, исключить бесконтрольное пребывание на территории посторонних лиц.
В учреждениях образования, в которых обучается более 500 человек, вход осуществлять по пропускам, ученическим билетам.
Родителей и других посетителей в ОУ пропускать по паспортам с записью в журналах регистрации посетителей.
7. Исключить возможность нахождения бесхозных транспортных средств в непосредственной близости и на контролируемой территории.
8. Усилить охрану образовательного учреждения, в случае отсутствия охраны организовать дежурство преподавательского и обслуживающего персонала.
9. Провести дополнительные проверки функционирования систем видеонаблюдения (СВН) и кнопок экстренного вызова полиции (КЭВП).
10. Не допускать к ведению ремонтных работ рабочих, не имеющих постоянной или временной регистрации в Белгородской области.
11. Обеспечить надежный круглосуточный контроль за вносимыми (ввозимыми) на территорию образовательного учреждения грузами и предметами ручной клади, своевременный вывоз твердых бытовых отходов.
12. Ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков, подсобных помещений, держать их закрытыми на замок и опечатанными, а также проверять состояние решеток и ограждений.
13. С началом и окончанием занятий входные двери держать в закрытом состоянии.
14. Контролировать освещенность территории образовательного учреждения в темное время суток.
15. Проверять наличие и исправность средств пожаротушения, тренировать внештатные пожарные расчеты.
16. Систематически корректировать схему оповещения сотрудников учреждения.
17. Иметь в учреждении план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
18. Обеспечить предупредительный контроль мест массового скопления людей: классов, кабинетов и помещений, где будут проводиться занятия, совещания, собрания, культурно-массовые и спортивные мероприятия.
19. Знать телефоны дежурного по управлению ФСБ России по Белгородской области, дежурного УВД, прокуратуры, военного комиссариата, единой службы спасения ЕСС–01, скорой медицинской помощи.
20. О случаях обнаружения предпосылок к возможным террористическим актам и чрезвычайных происшествиях немедленно докладывать дежурному по управлению ФСБ Белгородской области
(тел. № 27-32-02)